- Определите целеполагание темы;
- Продумайте, какие из них будут решаться на данном учебном занятии, что главное в материале учебного занятия;
- Изучите методические пособия к проведению учебного занятия;
- Серьезно продумайте методические задачи учебного пособия и возможного сочетания темы с задачами учебного занятия;
- Не забудьте, что образовательный процесс в целом и его важнейшая часть – учебное занятие, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии;
- Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном учебном занятии;
- Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала;
- В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию учебного занятия – это будет вашим творчеством;
- Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе;
- Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и учащимся;
- Показателем подготовленности к учебному занятию служит выполнение домашней работы учащимся;
- Постарайтесь «примерить» свое учебное занятие не только ко всему классу, но и к разным учащимся. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого не добиться глубоких и прочных знаний.
Подумайте, что завтрашние занятие будут связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждое учебное занятие – законченное целое, но оно – звено всего образовательного процесса.
Памятка для молодого учителя при проведении учебных занятий
- Приходите в кабинет за 15 минут звонка, убедитесь, всё ли готово к учебному занятию, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно – недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала учебного занятия, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени;
- Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене;
- Начинайте учебное занятие энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Ведите учебное занятие так, чтобы каждый учащийся постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины;
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп учебного занятия, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок;
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на учебном занятии посторонними делами;
- Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите учащемуся над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую отметку;
- Заканчивайте учебное занятие общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте учебное занятие со звонком. Напомните об обязанностях дежурного;
- Удерживайтесь от излишних замечаний;
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.