Молодым педагогам
Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это, касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии положительного отношения учащегося к обучению, наличии познавательного интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и ответственности.
Для формирования мотивов учебной деятельности используют весь арсенал методов обучения:
- словесные;
- наглядные и практические;
- проблемно-поисковые, исследовательские;
- индуктивные и дедуктивные и многие другие.
В зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)
Внешние мотивы характеризующих взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.п.)
Согласно этой классификации мотивов, методы стимулирования учебной деятельности условно делят на подгруппы:
1. Методы формирования познавательного интереса.
2. Методы формирования чувства долга и ответственности в обучении.
Метод формирования познавательного интереса
Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками:
- положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- наличием познавательного компонента этой эмоции;
- наличием непосредственного среднего мотива, который является продуктом самой деятельности.
Учитывая это важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, формы и методы осуществления. Процессы мышления, памяти, внимания становятся эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.) Интересно делать то, что требует напряжения, но трудно они должны быть посильными. Неправомерное упрощение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интереса.
К основным методам формирования познавательного интереса относятся:
- дискуссия;
- диспут;
- включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (радости, удовольствие, удивление и т.п.);
- метод опоры на полученный жизненный опыт;
- метод познавательной, дидактической, ролевой игры и т.д.
К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит:
- прием создания ситуации заинтересованности, т.е. использование интересных для учащихся примеров;
- парадоксальных фактов, проведения опытов.
- интересные аналогии, в частности сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных и общественных объявлений.
Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности и систематичности, а также связи обучения с жизнью и практикой Для повышения стимулирующего влияния содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным их научных открытий.
Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения, дидактических игр. Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности.
Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностные, компьютерные. В ролевых играх учащиеся играют сказочных, фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений, трудовые, профессиональные или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функции.
Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам. В таких условиях действия учащихся приобретают качества поступков, формируют социальные черты и характер будущей личности. Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические.
Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности.
И чтобы это у меня получалось, я не забуду:
- Входить в класс с улыбкой.
- При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо.
- Быть всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной.
- Не буду искать лёгкого пути в общении.
- Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации.
- Что трудности развивают способности, но не принижать и не завышать планку трудности.
- Постараться вселять в ребёнка веру в себя.
- Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам.
- Не бояться признаваться в своём незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ним в поиске.
- Не бояться извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей.
- Что среди детей не должно быть «любимчиков», в каждом можно найти предначертанное ему.
- Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут.
- Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.
- Нести детям добрую энергию.
Удачи всем начинающим педагогам!!!
Памятка молодому педагогу при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть — урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки — это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок — законченное целое, но он — звено всего учебного и воспитательного процесса.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАСТАВНИКА
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность ме¬тодике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а выра-батывать собственный педагогический почерк.