РУС БЕЛ ENG

Рекомендации педагогам по адаптации V-классников

Из привычной среды, где все было довольно просто  и знакомо, пятиклассник попадает в бушующий океан старшей школы, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи.

Испытывали ли вы некую скованность, попав на новое место работы, где для вас все незнакомо: начальство, сотрудники, само здание, в котором вам придется работать? Наверняка на заре вашей карьеры вы испытывали стресс и ощущали себя выброшенным за борт огромного корабля под названием "Привычная жизнь", пытались осторожно ощупывать почву или же наоборот, бросались в омут с головой. Вы столкнулись с незнанием, неопытностью, непониманием, новыми отношениями в коллективе. Возможно, иногда вам хотелось все бросить и уйти?

Пятиклассник, перешагнувший рубеж I ступени общего среднего образования на II ступень, из привычной среды, где все было довольно просто и знакомо, попадает в бушующий океан, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи.

"Мне бы эти проблемы" - можете сказать вы. Да, с высоты возраста и жизненного опыта такого рода дискомфорт может показаться ничтожным. Но если применить немного эмпатии, смешанной с воспоминаниями о себе в возрасте 9-10 лет, то может вырисоваться довольно четкая картина. Давайте рассмотрим, что же все-таки способствует формированию стрессового состояния у пятиклассника:

  • Появление большого количества новых педагогов.  Ко всем им нужно привыкнуть, запомнить и научиться четко выполнять требования каждого;
  • новый, непривычный режим;
  • большое количество кабинетов, расположение и номера которые нужно запомнить, умудрившись не заблудиться в новых неизученных коридорах гимназии;
  • новый коллектив, учитывая современную тенденцию формирования профильных классов, после младшей школы ребенок может оказаться в совершенно новом коллективе, где он никого не знает; ему снова приходится находить в нем свое место, заводить друзей;
  • новый, незнакомый классный руководитель;
  • конфликты со старшеклассниками, на II ступени пятиклассник - новичок. Он самый маленький и неопытный. В связи с этим может нарастать волнение, связанное с проблемами со старшеклассниками, которые часто могут возникать в коридоре, туалете или столовой;
  • возрастает и темп работы, приходится быстрее писать, быстрее читать и соображать; увеличивающийся объем информации не всегда успевает правильно накопиться и усвоиться, те, кто раньше писал медленно, не успевают записывать под более быструю диктовку педагога. Отличающиеся особой медлительностью - дойти до нужного кабинета вовремя и т.д.;
  • возрастают объемы домашнего задания, требования к оформлению работ и их выполнению.

                         Памятка при работе с родителями

  • На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых педагогах или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.
  • Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д).
  • Объясните, что первое время учащимся стоит носить бейджи с их именами для лучшего запоминания имен одноклассников, а также быстрого запоминания их имен педагогов.
  • Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.
  • Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе на среднюю ступень, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.
  • Попросите также не обсуждать с ребенком педагогов, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету.
  • По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы  в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное - обеспечить эмоциональный комфорт дома.
  • Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, предметах и педагогах. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь.
  • Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с педагогом, узнавая об

       успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.

 

При работе классного руководителя с учащимися

  • Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание учащихся в классе, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учащихся, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
  • Поддерживайте связь с психологом гимназии. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом.
  • На классном часе ознакомьте учащихся с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.

Многие обязанности, касающиеся адаптации пятиклассников, лежат на плечах классных руководителей. Что же касается педагогов-предметников, то помощь в адаптации учащихся является и их ответственностью тоже.

 Рекомендации педагогам-предметникам

  • Высокий темп - это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
  • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
  • Познакомьте учащихся с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
  • Постарайтесь находить в ответах каждого учащегося положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
  • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учащихся, даже если у них не все получается.
  • Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
  • Не упускайте случая в конце учебного занятия приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
  • Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.

И помните, что при вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учащимися. Пусть ваша планомерная работа как классного руководителя, так и педагога-предметника будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.