РУС БЕЛ ENG

Правила педагогического такта

Существует немало приемов, пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:

 

-  воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;

-  никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;

-  учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;

-  нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;

-  обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;

-  никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;

-  ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;

-  педагог никогда не должен «одергивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;

-  никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;

-  целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;

-  всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;

-  в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;

-  учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.