РУС БЕЛ ENG

Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

1. Одна из главных и распространенных ошибок — проецирование родителями на ребенка своих желаний и нереализованных в детстве мечтаний. Например, мама хотела стать пловчихой, но что-то не сложилось, и теперь она подсознательно или осознанно намерена вырастить пловца из сына. Хорошо, если он тоже увлечен этим, готов заниматься. Но бывает и так, что ребенку не хочется, а иногда и способностей нет совершенно. В подростковом возрасте часто случается так, что родители решили сделать сына физиком, не спросив, чего он сам хочет. Возможно ребенок даже отучится положенные четыре года, получит диплом, но в результате по специальности работать не пойдет или продержится на ней недолго.

2. «Нам только в Оксфорд». Для таких семей в первую очередь важен престиж и статус учебного заведения. Способности и возможности ребенка замеряются мало. И беда в том, что ребенок, может, и поступит в «Оксфорд», но идентифицировать это нужно за несколько лет до. Понять способности, вызвать мотивацию и наложить на специальность — «звезда Оксфорда» возымеет шанс взойти.

Такой подход часто больно сталкивает с разрушением иллюзий. И профориентация поможет заранее понять, реализует ли этот ребенок свой потенциал именно в «Оксфорде» или ему подойдет другое место.

3. «Это семейное. Еще наш прадедушка был...» Родители хотят направить ребенка по семейному пути врачей / юристов / предпринимателей. Так можно, естественно. Но для начала стоит протестировать ребенка и понять, а действительно ли это для него. Если склонности есть — супер, но что будет с ребенком, если «семейное ремесло» совсем не для него?

4. «Как-нибудь разберется, я тоже не знал...». Такие расслабленные проекции на будущее ребенка на практике отрицательно влияют и на мотивацию, и на амбиции, и на самоощущения ребенка о себе самом.

5. Следующая ошибка — пытаться готовить ребенка с пяти лет в условные хирурги. Мир меняется стремительно и порой неожиданно, что подтвердила пандемия. Никто не знает, что будет востребовано спустя 12-13 лет, когда он закончит школу, и тем более спустя 16-17, когда выпустится из университета.

Развивать определенные способности и навыки ребенка с детства можно и нужно, но в попытках угадать перспективное направление для сегодняшнего дошкольника и даже младшего школьника нет никакого смысла.

6. Еще одна причина, по которой не стоит активно заниматься профориентацией ребенка в шесть-семь и даже десять лет — риск лишить его детства. Родители, пытающиеся с пеленок вырастить будущего великого пианиста или второго Билла Гейтса, заставляют ребенка заниматься ежедневно, отправляют в секции и следят, чтобы нагрузки были максимальными, а то и пытаются параллельно развивать все навыки сразу. Например, кроме хоккея заставляют заниматься баскетболом — словно, если в одном виде спорта не получится, можно пойти во второй. Ребенок перегружается: у него нет времени на прогулки с друзьями, походы в кино и разные важные «детские дела».