РУС БЕЛ ENG

Как работать с книгой

•    Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией,  введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.


•    После этого следует переходить к внимательному чтению- штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. При этом читающий меньше устаёт, усваивает материал примерно на 25% быстрее по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.
•    Изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
•    При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
•    Проверь, с какой скоростью ты читаешь. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Слишком медленный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные статьи книги. 5-6 страниц в час – это очень мало. Обучаясь быстрому чтению, ты можешь прочитать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно ты приобретаешь способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
•    Запись изучаемого – лучшая опора памяти при работе с книгой. Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко воспринимаемой, расчленённой на абзацы и пункты.

Различают три основные формы выписывания:
1. Дословная выписка, или цитата, с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя  выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять  её суть. Запись цитаты надо правильно оформить: она не терпит произвольной  подмены одних слов другими; каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках указать её источник: фамилию и инициалы автора, название труда, место и год издания, название издательства, страницу.
    Цитирование следует производить только после ознакомления со статьёй в целом или с ближайшим к цитате текстом. В противном случае можно выхватить отдельные мысли, не всегда точно или полно отражающие взгляды автора на данный вопрос в целом. И помни, что ксеро- фотокопирование (сканирование) заменяет расточающее время выписывание дословных цитат!
2. Выписка «по смыслу», или тезисная форма записи.
Тезисы – это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Все твои будущие контрольные, курсовые и дипломные работы будут безупречны, если будут написаны тезисно.
Тезисы бывают краткие, состоящие из одного предложения, без разъяснений, примеров и доказательств. Главное в тезисах – умение кратко, законченно (не теряя смысла) сформулировать каждый вопрос, основное положение.
3. Конспективная выписка. Для овладения знаниями имеет особенно важное значение. Конспект – наиболее эффективная форма записи при изучении научной книги. В данном случае кратко записываются  главные составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания  и вспомогательным средством для поиска соответствующих мест в тексте.
Делая дословные выписки из книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был простым «списыванием». Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, своим слогом и стилем. Творческий конспект – наиболее ценная и богатая  форма записи изучаемого материала, включающая все виды записей: и план, и тезис, и своё собственное  замечание, и цитату, и схему.
Обзор текста ты можешь составить также посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме. С помощью конспективной выписки можно также составить предположение о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчит поиск этих мест.
Разработай свою собственную систему составления выписки и постоянно совершенствуй её! При этом целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе можно составить свой архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам.
Конспекты, тезисы, цитаты могут иметь две формы: тетрадную и карточную. При тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести отдельную тетрадь.
Если используется карточная форма, то записи следует делать на одной стороне карточки. Для удобства пользования вверху карточки надо написать название изучаемого вопроса, фамилию автора, название и УДК (универсальная десятичная классификация) изучаемой книги.
Карточки можно использовать стандартные или изготовить самостоятельно из белой бумаги. Карточки обычно хранятся в специальных ящиках или в конвертах. Эта система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной: карточками удобно пользоваться  во время докладов, выступлений на семинарах; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменять порядок их расположения, добиваясь более четкой,  логической последовательности изложения.